Электричество в поезде

Путешествуя в поезде днем, мы редко задумываемся, откуда в вагонах берется электричество. Но с наступлением темноты, когда каждое купа зажигается огнями, вопрос возникает сам собой. К тому же в современных составах или отреставрированных локомотивах можно встретить даже розетки напряжением 220В, которые можно использовать для бритья или зарядки гаджетов.

На самом деле у поезда есть целых 3 источника питания:

  1. Батарея. Каждый вагон снабжен емкой батареей. Ее мощности хватит, чтобы питать энергией штатные приборы несколько часов. Во время стоянок электричество берется именно от аккумуляторов.
  2. Генератор. В старых дизельных локомотивах он выполняет роль зарядного устройства, которое питает АКБ. В некоторых поездах отдельные генераторы расположены в каждом вагоне. Размещаясь на колесной паре, они переводят механическую энергию вращения колес в электроэнергию.
  3. Контактная сеть. В электровозах, а также поездах, снабженных электромотором, напряжение поступает от проводов и рельсов.

Потенциал напряжения, который вырабатывает генератор дизельного локомотива, достаточен, для питания нескольких десятков батарей. Однако при единовременном включении во все розетки даже маломощных устройств и работе освещения он быстро истощается.

Как в поезде распределяется электричество

Невзирая на всю свою массивность, поезда имеют весьма ограниченную мощность генераторов. Ввиду снижения КПД двигателя, потенциал зарядки аккумулятора весьма низок. Поэтому расход электричества приходится контролировать. Для этого в купе проводников и начальника поезда имеется переключатель, который позволяет сменить источник питания электросети, а также ограничить «выдачу» тока батареями. Поэтому во время стоянки свет в вагонах может ослабевать или тухнуть, а розетки переставать работать.

В зимнее время потери электричества особенно высоки. Ведь из-за резких перепадов температур аккумуляторные батареи хуже держат заряд. Да и обогрев вагонов весьма затратный. Простого генератора электрички для пополнения потерь энергии не хватает. Поэтому вагоны питаются через специальный провод от локомотива. Который в свою очередь получает электричество из контактной сети.

Именно поэтому бортовую электросеть важно не нагружать лишними приборами, экономя заряд батарей. А в старых вагонах, где проводка уже давно изношена, включение мощных обогревателей, фенов и другой техники может обернуться серьезными последствиями – коротким замыканием, порчей включенной в розетку техники, выходом вагона из строя, воспламенением.

5 stars - based on 250 reviews